Остров Пакси, Часть 2
Память Освободительной войны - Георгиос Анемояннис.
В 1821 году в Греции вспыхнула Освободительная война от османского владычества. Не остались в стороне от боевых действий и жители острова Пакси, несмотря на то что остров избежал османской оккупации и в 1821 году был вне Османской империи. Одним из островитян, кто присоединился к восстанию был Георгиос Анемояннис, родившийся на Пакси в 1798 году.
В 1821 году в Греции вспыхнула Освободительная война от османского владычества. Не остались в стороне от боевых действий и жители острова Пакси, несмотря на то что остров избежал османской оккупации и в 1821 году был вне Османской империи. Одним из островитян, кто присоединился к восстанию был Георгиос Анемояннис, родившийся на Пакси в 1798 году.
Во время начала Восстания он служил матросом на торговом судне "Союзники" с греческого острова Специя, владелицей которого была Ласкарина Бабулина - будущий адмирал повстанцев, а капитаном Николай Орлов. Это торговый корабль был одним из тех , которые получили пушки, стали боевыми и вошли в состав эскадр повстанцев. Георгий остался служить на своем корабле. В начале мая 1821 года эскадра повстанцев из 12 боевых кораблей вошла в Патрасский залив, где находилась одна из баз снабжения турецкого флота и армии. При приближении греков турки оставили бухту Патрас и через залив ушли под защиту мощной прибрежной крепости Нафпакт. Находясь под защитой мощных береговых орудий крепости и стоя на якорях в плотном строю османы считали себя в полной безопасности. Греки в принципе тоже так считали и видя этот боевой порядок турок заколебались. Но тут часть моряков из экипажей повстанческой флотилии вспомнили, что не так давно у острова Специс повстанцы уничтожили османский фрегат используя зажигательный корабль-брандер. Тогда на эскадре было решено применить тот же приём и у крепости Навпакт. К сожалению, никто из греческих моряков не знал как правильно применять брандеры, что я предопределила дальнейший подвиг и трагедию.
Греки начинили хворостом один из малых парусных кораблей. Эти работы проводились под руководством боцмана одного из кораблей - Мирьялиса. Когда корабль-брандер был готов стал вопрос: "Кто поведёт его на турок?" Дело-то представлялось самоубийственным. И вот тогда вести брандер в одиночку на врага и вызвался Георгиос из Паксоса. Удивлённые его готовностью идти на верную смерть греки спросили что ему надо? Георгий ответил, что "Сейчас ничего, но если Бог дарует мне удачу, вы дадите мне 10 талеров для подарка моей невесте." Атака на турок началась на рассвете 10 июня 1821 года. Брандер шед на османский флот и тащил за собой маленькую шлюпку, в которой сидел боцман Марьялис, который должен был забрать Георгиоса после атаки. На брандера обрушился шквал огня корабельной и береговой артиллерии турок. Не веря в успех дела Марьялис поджог корабль и крикнул Георгию, чтобы он уходил. Георгиос отказался. Он отдал швартовый конец шлюпки и повёл горящий браузер ко входу в гавань.
Боцман некоторое время грёб за брандером и кричал: " Георгий пропадёшь! Прыгай в море !" Ответом и последними словами Георгия было :" Братья , не свободу ли вы искали?! Я первым и пропаду за неё.!" Брандер горел и оставаться на палубе уже не было возможности. Тогда Георгий спустился по трассам на корму брандра и продолжал управлять рулём ногами, но огонь и жар начал доставать его и там. Георгий бросился в воду и пытался вручную поворачивать руль боандера. Это было невозможно и только тогда герой попытался спастись вплавь. Он был прекрасный пловец и некоторое время уворачивался от турок, который пытались поймать его с многочисленных шлюпок. Но такая игра в кошки-мышки со смертью не могла продолжаться долго. Обессиленного Георгия турки выловили и подняли на палубу флагманского фрегата. Здесь турки живым насадили мученика на металлический вертел и зажарили, как ягнёнка , на виду всего греческого флота. После чего обгоревшее тело Георгия повесили на рее в назидание повстанцам.
Так простой греческий моряк с острова Пакси стал первым героем- мучеником войны Освобождения. Памятник Георгиосу Анемояннису можно увидеть в городе Гайосе , если пройти всю красивую набережную города до самого конца. Он стоит на небольшом мысу над тихой бухтой своей родины.
Потомству в пример.
Потомству в пример.